МБОУ СШ №14 г. Липецка
город Липецк
  • Повышение квалификации

    Что такое повышение квалификации

    Ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2021 года, редакция, действующая с 1 января 2022 года) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи 

    с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации».

    Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

              Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Всё это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определённых ч.1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».

    Целью повышения профессиональной квалификации педагогических кадров является совершенствование имеющихся и открытие новых знаний, получение навыков в решении практических задач, улучшение качества образования в целом.

    Виды и формы повышения квалификации

    Главными назначениями повышения квалификации педагогических работников являются:

    - обновление теоретических и практических навыков;

    - развитие профессиональной компетентности;

     - развитие навыков применения инновационных средств в организации педагогического процесса;

     - обеспечение повышения качества образовательной цели.

                  Для того чтобы успешно обучать, преподаватель должен быть хорошо подготовлен. Полезно и необходимо проходить различные формы повышения квалификации не только молодым специалистам, но и педагогам с большим опытом и стажем работы. Любое образовательное учреждение заинтересовано в постоянном обучении своих сотрудников. Право педагогических работников на получение дополнительного образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п.2 ч.5 ст.47). Образовательное учреждение планирует повышение квалификации сотрудников путем составления графика, в котором прописываются сроки, формы и виды обучения.

                 На сегодняшний день существует несколько форм повышения квалификации педагогических работников. Их можно условно разделить на две большие группы: традиционные и нетрадиционные формы повышения квалификации.

                Традиционные формы повышения квалификации являются обязательными для педагогических работников. Традиционная формы повышения квалификации организовывается сторонней организацией профессионального обучения. К традиционным форма повышения квалификации можно отнести:

    - краткосрочные курсы, максимальная продолжительность которых составляет не более 72 часа, а в их основу обычно закладывают узкопрофильные вопросы;

    - длительные курсы могут иметь срок более 100 часов. При этом они предлагают к рассмотрению целый пласт актуальных вопросов в отрасли;

     - узконаправленные курсы, которые имеют продолжительность от 72 до 100 часов. А глубина освещенных вопросов зависит от их продолжительности;

    - курсы профессиональной переподготовки (от 250 часов).

                  Повышение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации (п.1 ч.10 ст.60 Закона об образовании).

                Нетрадиционные формы или формы самообразования не являются обязательными для педагога, однако стоит отметить, что сегодня в мире идет поиск новых систем подготовки, переподготовки, повышения квалификации, форм образования, из чего следует, что педагогический работник должен постоянно совершенствоваться и самообразовываться. Такие формы позволяют постоянно «держать руку на пульсе» и оставаться современным для детей. Новые технологии, новые потребности, запросы позволяют педагогам подбирать вебинары, мастер-классы и т.д., исходя из собственных требований для специфики дисциплины. Многие педагоги участвуют в вебинаре, затем идут на курсы повышения квалификации, развивая определенные компетенции. Работник образования самостоятельно изучает теоретический материал, совершенствуется и развивает способности, разрабатывая новые способы организации учебно-воспитательного процесса. В группе нетрадиционных форм повышения квалификации педагогических работников выделяют следующие виды:

     - мастер-классы и мастерские;

    - вебинары различных тематик;

    - семинары;

     - тренинги;

     - круглые столы и др.

                Все вышеперечисленные формы могут проходить в различных форматах. Исходя из существующей эпидемиологической обстановки все чаще используется формат дистанционного обучения, так как включает в себя организацию интерактивного взаимодействия как между обучающим и обучаемым, так и между ними и интерактивными источниками информационного ресурса. Занятия в системе такого обучения выстраиваются на основе средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет (различные квесты, конференции, виртуальные дискуссии, анализ, проект и другое). При этом преподаватель использует технологии работы с информацией, это делает обучение мобильным, дифференцированным и продуктивным.  

                  Существует такой формат повышения квалификации как стажировка. Стажировка обеспечивает дидактически обоснованную последовательность овладения преподавателями системой профессиональных умений и навыков. Занятия для проведения стажировки могут быть в виде индивидуального задания, учебно-исследовательской работы, решения сквозной профессиональной задачи, деловых и ситуационных игр.

                  Следует учитывать, что посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации. Следовательно, сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

    Право педагогического работника на дополнительное профессиональное

    образование

    Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

    Создание условий и организация ДПО педагогических работников Законом об образовании (п. 5 ч. 3 ст. 28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

    Ответственный за организацию дополнительного проф образования

    Слесаренко Анна Николаевна.
    Слесаренко Анна Николаевна
    Директор школы
    000
    Телефон:
    +7 (4742) 35-04-03
    Часы приема:
    Пн–пт 09:00–18:00

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике